МИР ШЛЯП И ШЛЯПОК

Русские головные уборы

На голове у нас до сих пор шапка. Или шляп(к)а, или берет, или еще немногие варианты, совсем мало. Еще чаще, в городах, даже зимой – ничего. С непокрытой головой ходим, простоволосые. А ведь головной убор – всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин – еще и семейное. «Не рада баба повою, рада б покою»

 На голове у нас до сих пор шапка. Или шляп(к)а, или берет, или еще немногие варианты, совсем мало. Еще чаще, в городах, даже зимой – ничего. С непокрытой головой ходим, простоволосые. А ведь головной убор – всегда был исключительно важен. Дело даже не в здоровье, хотя в холодном климате недолго непокрытым побегаешь. Дело еще и в статусе. У мужчин и социальное положение проявлялось («не по Сеньке шапка»), а у женщин – еще и семейное. «Не рада баба повою, рада б покою» В деревнях до замужества девицы заплетали волосы в одну косу (это относилось к центральным районам России, украинские девушки могли заплетать и две косы). Как в песне: «Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двухполтинная». После венца – чаще всего уже в обязательном порядке требовались две косы и головной убор. Простоволосой ходить было просто недопустимо. А распущенные волосы и вовсе могли себе позволить только русалки да ведьмы… Кика, кичка, кокошник, сорока, чепчик, волосник, убрус, ширинка – как разобраться в головных уборах замужних женщин? Древнейший славянский женский головной убор – намётки, или намитки. Распространен был повсеместно до западных границ. Способы повязки этого платка, правда, были везде разные. Но часто – и не только у восточнославянских народов встречается «рогатость». Многие исследователи относят эту манеру к древнейшим оберегам или считают символом плодородия. Так что двурогие и однорогие головные уборы (а то и «о пяти рогах») – самые обычные на протяжении веков.

А цыганочка-то пляшет, В барабанчики-то бьет, Голубой ширинкой машет, Заливается-поет. (А. Пушкин) Ширинка (полотенце ,или намётка) носилась, в основном в центре и на западе России. По названию «полотенце» понятно, что это полотнище с затканными концами. Ширинка – это полоса холста (отрезанная по ширине – отсюда название), маленький платок, часто вышитый. И скажи: «Ведь для поимки надо, царь, мне две ширинки, шитый золотом шатёр, да обеденный прибор»… (П. П. Ершов) Ширинки были неотъемлемой частью женского гардероба: «На новоселье и на поминки у наших девок пестры ширинки» (Н. Клюев). В дальнейшем слово «ширинка», как мы знаем, перешло в словарь мужского гардероба. Еще один древнейший вид убора – обруч. Обруч (кибалка, рожки) – из древесной коры (орех, дуб) в виде круга, обшитый сверху тканью и украшенный бисером. Обруч родился из перевязи. Перевязка (повязка, лента, почелок, золотнуха, налобень, венок) – из полоски ткани, парчи, позумента с завязками на концах, делалась с целью «не засветить волосы». В дальнейшем женский головной убор усложнялся. Повойник, повой – он же шлык, чепчик, волосник, очипок – это только основание головных уборов замужних женщин. Небольшая простеганная шапочка, на которую повивают платок (полотенце, повязка, фата, плат, ширинка). «Грех покрыт (платком, кикой, повоем)» – есть поговорка у Даля. Кика (или кичка) – будничный, но нарядный высокий головной убор, состоял из тульи в виде обруча, кверху расширялся. Спереди к кикам привешивались поднизи – жемчуг, бисер, бахрома. Близ ушей – рясы или рясны: длинные нити жемчуга с золотыми фигурками. Сзади мог быть бархат или мех. Сверху кики находилась сорока – чехол из расшитой ткани, с драгоценными камнями или жемчугом. Вдовы носили белые сороки. Считается, что сорока была предшественницей кокошника. Кстати, и в том, и в другом слове – образы птиц. И в мотивах вышивки также часто встречаются изображения птиц. Сороку на кичке носили только в центральных и южных районах Российской империи. О кичке (и шушуне) весьма образно выразился А. Пушкин: В почтенной кичке, в шушуне, Москва премилая старушка. Разнообразной и живой Она пленяет пестротой. (А. Пушкин. «Всеволожскому) Кички были разные по форме: рогатые (особенно в период «раннего замужества»), копытообразные, котелкообразные, лопатообразные (после рождения детей). Особое распространение получили в южных областях России. «Чело кичное» впервые упоминается в документах XIV века, но вот цитирую из Википедии очень неожиданное: «В Воронежской области кичка сохранялась как свадебный наряд до 1950-х годов». Еще один интересный факт. Многие помнят старинное выражение, доставшееся нам от волжских разбойников – «Сарынь на кичку!». Здесь сарынь – толпа, а кичка – возвышенная часть на носу корабля (то есть расступись и сдавайся!). Возможно, это неслучайно – ведь имеется в виду возвышение. Интересно, что и слово «кокошник» есть и в словарях архитектурных терминов – это древний декоративный элемент в венчающих частях зданий (в том числе – церквей).

Кокошник стал символом русского национального головного убора. Невероятной сложности изготовления щит-гребень-опахало вокруг головы. Вот кокошник носили и девицы, и замужние.

 Мнение это иногда оспаривается, в качестве аргумента приводятся девичьи заговоры о замужестве: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!». Не нужно думать, что девушки мечтали о подзатыльниках от будущего мужа, пусть даже о «золотых». Подзатыльник (позатылень) – особое украшение к кокошнику или к сороке.

 Скорее всего, в разных областях правила ношения кокошников были разные. Так или иначе, кокошник оставался традиционным головным женским убором, который носили в большинстве районах, в деревне и городе, и даже при дворе. При Петре Первом он был, правда, запрещен, но в дальнейшем вернулся и как головной убор знати – так отдавали дань традиции.

 Кокошник был дорогим удовольствием. Сверху его украшали (позументом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями) и вышивали золотыми нитями. Кокошники тоже были нескольких видов и форм: однорогий, двурогий, конусообразный, цилиндрический, седлообразный. А поверх кокошников часто носили платок, называемый убрус. Его закалывали под подбородком или свободно отпускали на плечи.

Платки в дальнейшем полностью вытесняют прочие женские головные уборы. Различались платки холщовые и из ситца. И повязывали везде по-разному: и на макушку, и сзади, и спереди, под подбородком. Появились и шали. Платки и ныне в чести, правда, сегодняшние модницы проявляют больший интерес к шейным платкам. В городах женщины могли носить и шапки в холодное время года. По свидетельству известного путешественника Олеария: «На головах (у богатых женщин) широкие и просторные шапки из золотой парчи, атласа, дамаста, с золотыми тесьмами, иногда да шитые золотом и жемчугом и опушенные бобровым мехом… У взрослых девиц на головах большие лисьи шапки» (Адам Олеарий. «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию»). Фасоны этих шапок были разные в различных областях.

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.