Национальный головной убор мальчиков, одевают при обряде «Суннат туй». Тюбетейка украшена специфической вышивкой национальных орнаментов. Изделие ручной работы. При пошиве тюбетейки применены следующие материалы: бязь, картон.
Одна из женщин, принимавших роды, первой сообщала «суюнчи» — радостную весть о рождении ребенка отцу или другим членам семьи, за что ей полагалось сделать ценный подарок. Далее, один из молодых людей обходил всех родственников, напевая специальные песни. Так как сейчас роды принимают в роддомах, то обычай ушел в историю. Традиционно в честь рождения сына отец сажал дерево, в честь дочери — цветы. Были и магические дни после рождения ребенка — 3-й, 5-й, 7-й, 9-й дни. Они считались опасными. Нельзя было оставлять мать с ребенком без внимания,старались поднять настроение матери и малышу и выполняли ряд символическихдействий, отпугивающих злых духов.»Исмлаш» — обряд имянаречения младенца. Огромный смысл вкладывался в имя ребенка. Во все времена было предпочтительным называть ребенка явлениями природы, вселенной и т.д.
Если у ребенка была родинка, ему давали имя Холбой, Холтой, Холбек, Нархол, Ойхол. Если ребенок рождался смуглым — Корабек, Корабой, если белым — Октой, Онбой, если ребенок недоношенный — Чалабой, если плакал ещё не родившись — Аваз. Если рождались девочки близнецы или двойняшки, то их называли Фатима и Зухра, мальчиков — Хасан и Хусейн. Важную роль в имянаречении ребенка играли время года, месяц, день его рождения. Часто называли детей в честь предков. Если родители хотели передать детям определенные человеческие качества, то давали ребенку определенное имя. Чтобы ребенок был милосердным — Рахим, Рахима; сильным — Ботир, Полвон, Баходир; властелином — Амир, Сардор, Саркор; важным — Азиз Азиза; приятным — Ширин, Асаль, Чучук; красивым — Гузал, Гулчехра; счастливым — Бахтиёр, Саодат, Рохар. Если к имени прибавить окончание «жон» («душа») — имя становится ласкательным. Если человека надо возвеличить, достаточно к его имени добавить «бек», «хон», «бой», к женским — «бека», «бону». Чтобы подчеркнуть женскую красоту, к имени прибавляют «гул», «нисо» («прекрасная»). Чтобы выразить уважение к роду человека, необходимо к имени прибавить «зод». Вот теперь можно расшифровать многие имена, потому что эта традиция сохранилась по сей день. Также существует обряд «Бешик туй» — праздник колыбели, «Биринчи кадам» — первый шаг, «Суннат туй» — обрезание. Смысл последнего обряда двояк: с одной стороны — это символ мужества, с другой — элементарные соображения гигиены человека в жарких условиях среднеазиатского климата.
Источник: Карабаев Усман Этнокультура. (Традиционная народная культура): Учеб. Пособие/ У.Х. Карабаев; Академия художеств республики Узбекистан, национальный институт художеств и дизайна им К. Бехзода. — Т.: Шарк, 2005. -240с.
Подписался на RSS канал, буду следить =)
комментарий от Mih — 21.07.2009 @ 13:46